Аннотации к рабочим программам дисциплин

Вокальное отделение


Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Общий хор». Срок обучения 7(8) – 5(6) лет

В основу данной адаптированной программы положена типовая программа для инструментальных и хоровых отделений ДМШ и школ искусств «Хоровой класс», утвержденная Министерством культуры СССР (1988).

Хоровой класс организуется на инструментальных отделениях ДШИ, занятия проводятся по группам, составленным с учетом возраста, музыкальной подготовки и голосовых данных учащихся. Для учащихся инструментальных отделений хоровой класс является одной из обязательных дисциплин, способствующих формированию навыков коллективного музицирования. Хоровое пение занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования, развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня. В процессе совместного исполнения у детей развиваются не только музыкальные способности, такие как слух, память, интонация, чувство ритма, но также способности, имеющие большое значение в общем развитии ребенка: воображение, творческая активность, целеустремленность, волевые качества, взаимовыручка, чувство локтя.

При организации занятий целесообразно делить хор на два основных состава - младший и старший. При 7-летнем сроке обучения в младшем составе - учащиеся 1-3классов, в старшем составе - учащиеся 4-7классов. При 5-летнем сроке обучения: 1-2классы – младший хор, 3-5классы – старший хор.

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые уроки для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний.

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Специальный хор». 7 лет обучения

Данная рабочая программа, реализуемая в МБУ ДО «ДШИ г. Дивногорска», является составной частью дополнительной общеобразовательной программы «Хоровое пение».

В основу данной рабочей программы положена типовая программа для инструментальных и хоровых отделений ДМШ и школ искусств «Хоровой класс», утвержденная Министерством культуры СССР (1988), в которую внесен ряд изменений в режим и процесс обучения, пересмотрены и доработаны формы контроля, разработаны годовые репертуарные требования для составов хора.

Программа рассчитана на семилетний срок обучения детей с увеличением нагрузки и сложности изучаемого материала. На хоровое отделение принимаются дети в возрасте от 7 до 9 лет, прошедшие отбор в форме экзаменационного прослушивания и собеседования. Дети дошкольного возраста, принимаются в нулевой класс.

Программа предусматривает три этапа обучения:

-первый (подготовительный хор – нулевой и первый класс)

-второй (младший хор – 2-3 классы)

-третий (старший хор - 4 -7классы)

В программе учитываются индивидуальные особенности и физиологические возможности голоса ребёнка, его возрастные и индивидуальные характеристики. На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием вокально-хоровых навыков (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей. Особое внимание уделяется развитию специфических качеств детского голоса: мягкости, полётности звучания, серебристости окраски звука.

Цель программы – через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению, приобщить их к вокально-хоровому искусству, развить коммуникативные навыки ребенка и активизировать творческие способности обучающихся.

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Специальный хор». 5 лет обучения

Данная рабочая программа, реализуемая в ДШИ г. Дивногорска, является составной частью дополнительной общеобразовательной программы «Хоровое пение».

В основу данной адаптированной программы положена типовая программа для инструментальных и хоровых отделений ДМШ и школ искусств «Хоровой класс», утвержденная Министерством культуры СССР (1988).

Программа рассчитана на пятилетний срок обучения детей с увеличением нагрузки и сложности изучаемого материала. По пятилетнему сроку обучения на хоровое отделение принимаются дети в возрасте от 10 до 12 лет, прошедшие отбор в форме экзаменационного прослушивания и собеседования. Ввиду того, что наборы детей такого возраста небольшие, а хоровое пение – это групповое занятие, и выделить несколько детей в отдельную группу невозможно, они должны вливаться в основной поток детей, обучающихся по 7-летнему циклу обучения.

Данная программа предусматривает 2 этапа обучения:

-первый (младший хор – 1-2 классы)

-второй (старший хор - 3 -5классы).

В программе учитываются индивидуальные особенности и физиологические возможности голоса ребёнка, его возрастные и индивидуальные характеристики. На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием вокально-хоровых навыков (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.

Занятия органично сочетают в себе учебный процесс с конкретной исполнительской деятельностью коллектива. С каждым выходом на сцену учащиеся получают дополнительный творческий стимул к дальнейшим занятиям и приобретают необходимый для певцов опыт исполнительского искусства.

Цель программы - через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению, систему специальных знаний, умений и навыков, приобщить их к вокально-хоровому искусству, развить коммуникативные навыки ребенка и активизировать творческие способности обучающихся.

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Вокальный ансамбль». 7(5) лет обучения

Данная программа по предмету «Вокальный ансамбль» разработана в соответствии с Уставом Детской Школы Искусств г. Дивногорска и предусматривает обучение детей в течение 5-ти или 7-ми лет. В первый класс принимаются дети в возрасте 7-9 лет.

Основной задачей предмета «Вокальный ансамбль» является, помимо приобретения таких профессиональ­ных качеств, как правильность звукоизвлечения, певческого дыхания, дикции, чистоты интонирования, собственно умение петь в ансамбле. Ансамблем считается вокальная группа от двух человек. Основной формой учебной работы в классе вокального ансамбля является групповой урок. В программе учитываются индивидуальные особенности и физиологические возможности голоса ребёнка, его возрастные и индивидуальные характеристики. На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием вокально-хоровых навыков (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.

В процессе совместного исполнения у детей развиваются не только музыкальные способности, но также способности, имеющие большое значение в общем развитии ребенка: воображение, творческая активность, целеустремленность, волевые качества, взаимовыручка, чувство локтя.

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Постановка голоса».  7(5) лет обучения

Важное место в воспитании певческих навыков в процессе обучения хоровому пению занимают индивидуальные занятия вокалом. Занятия по предмету «Постановка голоса» помогают ярче раскрыть голосовые вокальные возможности каждого учащегося, с учетом его индивидуальных возможностей.

На предмет «Постановка голоса» предусмотрено 0,5 аудиторных часа в неделю. При 7-летнем сроке обучения предмет рекомендуется реализовывать в 4-7 классах, при 5-летнем сроке обучения в 2-5 классах.

Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально- психологические особенности. Основной задачей курса предмета «Постановка голоса» является приобретение таких профессиональ­ных качеств, как правильность звукоизвлечения, певческого дыхания, дикции, чистоты интонирования. Каждый певческий навык формируется и усваивается постепенно, путем выполнения специальных упражнений, и закрепляется в песенном репертуаре.

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Сольное пение (эстрадный вокал)» ( 7(5) лет обучения)

В тенденции современных условий, возникла необходимость в создании адаптированной программы по эстрадному вокалу для учащихся ДШИ. Данная программа по предмету «Эстрадный вокал» разработана на основе примерной учебной программы для ДМШ и ДШИ по предмету «Эстрадное пение» г. Москва 2002 г. и предусматривает обучение детей в течение 5-ти или 7-ми лет. В первый класс принимаются дети в возрасте 7-9 лет, в подготовительный класс – в возрасте 6 лет.

Основной задачей курса эстрадного вокала является приобретение таких профессиональ­ных качеств, как правильность звукоизвлечения, певческого дыхания, дикции, чистоты интонирования. Каждый певческий навык формируется и усваивается постепенно, путем выполнения специальных упражнений, и закрепляется в песенном репертуаре. Помимо перечисленных технических задач, эстрадный вокал предполагает развитие творческого отношения учащихся к музыкальному материалу, кото­рое выражается в умении по-своему интерпретировать музыку, находить собственные исполнительские решения, как в собственно вокальном плане, так и в плане актерского мастерства, а также в плане сценической хореографии. Основной формой учебной работы в классе эстрадного вокала является индивидуальный урок. Продолжительность занятий – 1 академический час, периодичность - 2 раза неделю.

Обучение в классе эстрадного вокала предполагает в качестве своей цели воспитание гармонически развитой личности через приобщение учащихся к основам мировой музыкальной культуры, развитие эстетического вкуса, расширение общего кругозора.

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Эстрадный ансамбль» ( 7(5) лет обучения)

Данная программа по предмету «Вокальный ансамбль» разработана в соответствии с Уставом Детской Школы Искусств г. Дивногорска и предусматривает обучение детей в течение 5-ти или 7-ми лет. В первый класс принимаются дети в возрасте 7-9 лет, в подготовительный класс – в возрасте 6 лет.

Основной задачей предмета «Эстрадный ансамбль» является, помимо приобретения таких профессиональ­ных качеств, как правильность звукоизвлечения, певческого дыхания, дикции, чистоты интонирования, собственно умение петь в ансамбле. Ансамблем считается вокальная группа от двух человек. Основной формой учебной работы в классе вокального ансамбля является групповой урок. В программе учитываются индивидуальные особенности и физиологические возможности голоса ребёнка, его возрастные и индивидуальные характеристики. На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием вокально-ансамблевых навыков (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей. В процессе совместного исполнения у детей развиваются не только музыкальные способности, но также способности, имеющие большое значение в общем развитии ребенка: воображение, творческая активность, целеустремленность, волевые качества, взаимовыручка, чувство локтя.

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Ритмика» ( 7(5) лет обучения )

Данная программа по предмету «Ритмика» разработана в соответствии с Уставом Детской Школы Искусств г. Дивногорска и предусматривает обучение детей в течение 5-ти или 7-ми лет в классе «Эстрадного вокала». Поскольку практика исполнения эстрадных песен включает в себя в качестве необходимого компонента элементы хореографии, обучение в классе эстрадного вокала предполагает, помимо педагога по вокалу, также участие в работе педагога-хореографа. Хореографическое оформление эстрадного номера создает дополнительные сложности в процессе исполнения. Учащийся должен уметь контролировать и координировать хорошее дыхание, ров­ность звука и эмоциональное со­держание песни с поставленными движениями, т.е. хореографиче­ской интерпретацией песенного материала.

Помимо технических задач, эстрадный вокал предполагает развитие творческого отношения учащихся к музыкальному материалу, кото­рое выражается в умении по-своему интерпретировать музыку, находить собственные исполнительские решения, как в собственно вокальном плане, так и в плане актерского мастерства, а также в плане сценической хореографии.


Народное отделение


Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Домра» (срок обучения 7(8) - 5(6) лет)

Данная рабочая программа является дополнительной общеразвивающей программой в области музыкальных искусств по учебному предмету «Домра».

В основу данной адаптированной программы положена типовая программа для ДМШ (музыкальных отделений школ искусств) «Музыкальный инструмент (домра трехструнная, домра четырехструнная)», которая утверждена Министерством культуры СССР (1988).

Данная программа имеет художественно-эстетическую и профессиональную направленность и строится на базе 5-7 летнего курсов обучения детей. Цель программы - формирование музыкальной культуры учащихся, как части их общей культуры и предпрофессиональная подготовка наиболее одаренных детей.

В процессе реализации программы стоят определенные задачи:

Развить музыкальный слух, чувство метроритма, музыкальное мышление. Воспитать артистические качества, потребность в творческой реализации. Научить учащихся исполнительским приемам, грамотному чтению нотного текста. Развить технические данные. Особое внимание уделяется упражнениям на координацию движений рук, контролю ровности звучания медиатора.

В программе предлагается несколько исполнительских программ, рассчитанных на индивидуальные возможности ученика.

Данная программа позволяет преподавателю применять индивидуальный подход в обучении, учитывая возможности и способности учащихся, своевременно решить вопрос ранней профессиональной ориентации.

Педагог должен всегда помнить, что музыкальное и техническое развитие ученика во многом зависит от его индивидуальных особенностей: скорости и силы психофизических процессов, состояния и развития музыкального слуха, ритма, памяти, способности широкого распределения внимания, уровня мышления и многого другого. Педагог должен гибко учитывать особенности и способности каждого ученика и в соответствии с ними строить свою работу.

Программа предусматривает 7 летнее обучение детей с 6-8 летнего возраста при желательном наличии подготовительного класса с более длительным периодом адаптации ребенка к инструменту.

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Ансамбль народных инструментов»(срок обучения 7(8) - 5(6) лет)

Данная рабочая программа является составной частью дополнительной общеразвивающей программы в области музыкальных искусств по учебному предмету «Ансамбль народных инструментов».

В основу данной программы положена типовая программа для ДМШ (музыкальных отделений школ искусств) «Класс ансамбля народных инструментов», которая утверждена Министерством культуры СССР (Москва, 1978 г.).

Ансамбли формируются из учащихся 2-х-7-х классов. Основные составы ансамблей, практикуемые и наиболее часто встречающиеся в школе - дуэты, трио. Реже встречаются квартеты, квинтеты, унисоны. Ансамбли могут быть составлены как из однородных инструментов, так и из разнородных.

Занятия в ансамбле – ступень для подготовки к оркестру и активное средство музыкальной пропаганды. Совместная работа в ансамбле способствует формированию у учащихся необходимого чувства коллективизма.

В отличие от оркестра, в ансамбле – каждый голос – солирующий. Сложность и ответственность такого исполнения помогает развить инициативу и музыкальную самостоятельность.

Занятия в ансамбле совершенствуют навыки чтения с листа, развивая внутренний слух учащихся.

Репертуарный план работы предусматривает знакомство с произведениями, различными по жанрам, стилю. Учитывая наличие в ансамбле наличие учащихся разных классов, произведения должны быть доступные по содержанию и техническим трудностям для каждого участника ансамбля. В течение года планируется выучить 3 – 4 произведения.

Каждое выступление ансамбля является зачетом как для ансамбля, так и для каждого участника. Оценки выставляются в конце каждого полугодия. Основным критерием оценки является степень приобретения навыков ансамблевой игры, а также старательность ученика.

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Гитара» (срок обучения 7(8) - 5(6) лет)

Рабочая программа по учебному предмету «Гитара» предназначена для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств. Данная программа составлена на основе типовой Министерской программы, Москва, 2002 г. и предусматривает 5 (6) - 7 (8) летний срок обучения в зависимости от возраста, музыкаль­ных данных, и индивидуальных особенностей учащихся. Предполагается дифференцированный подход к обучению по двум направлениям:

1. любительский уровень художественного образования,

2. повышенный уровень: ранняя профессиональная ориентация.

Основной формой учебной и воспитательной работы в классе гитары является урок в форме индивидуального занятия (два раза в неделю), где преподаватель получает возможность наиболее эффективно воздействовать на музыкальное развитие учащегося. Главная задача индивидуального подхода - развитие у ученика присущих ему черт, особенностей, которые составляют творческую музыкальную индивидуальность учащегося. Причем, имеются в виду не только способные и одаренные ученики, но и учащиеся со средними музыкальными способностями. Задача педагога состоит в том, чтобы найти и развить те ценные качества, которые заложены в каждом из учеников.

Форма занятий не исчерпывается только индивидуальным уроком - очень полезно коллективное музицирование: игра в ансамбле, оркестре. Игра в ансамбле - средство для устранения многих типичных недостатков и индивидуальных погрешностей в исполнении. Ансамблевое исполнение приучает учащихся слушать друг друга, передавать мелодию от партии к партии, играть синхронно, ритмично, развивать навыки чтения нот с листа, воспитывает музыкальность. В ансамбле и оркестре суммируются все знания, которые ученик получил по другим предметам в музыкальной школе, осуществляется практическое применение знаний и навыков.

Аннотация к рабочей программе по предмету «Баян» (срок обучения 5(6) – 7(8) лет)

Основная цель программы по учебному предмету «Баян» в области музыкального искусства, разработанной МБУ ДО «ДШИ г. Дивногорска» заключается в приобщении детей к музыкальному искусству, развитии их творческих способностей и приобретении ими начальных профессиональных навыков.

Данная программа ставит своей целью выявление одаренных и заинтересованных в обучении на баяне детей и их подготовку и возможное продолжение образования в области искусства; формирование грамотной, заинтересованной в общении с искусством личности.

Программа включает следующие разделы: пояснительная записка, цели и задачи учебного предмета, срок освоения программы, учебный план, содержание учебного предмета и репертуарный список, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и методы контроля, систему оценок, учебно-методическое обеспечение учебного процесса, список литературы.

В данной программе обозначен срок реализации учебной программы для детей, поступивших в учебное заведение с указанием объема учебного времени на освоение данного предмета. «Адаптированная программа по предмету музыкальный инструмент – баян» позволяет преподавателю наиболее полно реализовать общие задачи каждого из курсов обучения с учетом индивидуальных особенностей учащегося (степень одаренности).

В начальном курсе – умение разучить и грамотно, выразительно исполнить произведения различных жанров и стилей, читать с листа, - овладение основами музыкальной грамоты, осознанного восприятия музыкального языка, представления об основных жанрах и направлениях музыкального искусства, - формирование основных первичных навыков творческого музицирования (подбор по слуху, игра в ансамбле)

В основном курсе

– формирование умения самостоятельного разучивания и художественно- цельного исполнения произведений различных стилей и жанров,

-закрепление навыков чтения с листа,

- формирование начальных навыков аккомпанемента,

- подбор по слуху, сочинение и их практическое применение,

-достижение необходимого уровня функциональной грамотности,

овладение навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка,

элементарного анализа музыкального произведения,

знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве,

использование полученных знаний в практической деятельности,

- использование полученных навыков сочинения и импровизации в простых музыкальных построениях,- формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой деятельности, их практическое применение.

Данная программа рассчитана на 7 (8) и 5(6) срок обучения.

В программе приводится примерные списки по классам, а также требования для технических зачетов и списки этюдов для каждого класса.

Реализация данной программы позволит МБУ ДО «ДШИ г. Дивногорска» осуществлять деятельность, направленную на укрепление позиций, направленных на модернизацию профессионального образования в области музыкального искусства в соответствии с историческими традициями.

Аннотация к рабочей программе по предмету «Аккордеон» (срок обучения 5(6) – 7(8) лет)

Основная цель общеразвивающей программы по учебному предмету «Аккордеон» в области музыкального искусства, разработанной МБОУ ДОД «ДШИ г. Дивногорска» заключается в приобщении детей к музыкальному искусству, развитии их творческих способностей и приобретении ими начальных профессиональных навыков.

Данная программа ставит своей целью выявление одаренных и заинтересованных в обучении на аккордеоне детей и их подготовку и возможное продолжение образования в области искусства; формирование грамотной, заинтересованной в общении с искусством личности.

Программа включает следующие разделы: пояснительная записка, цели и задачи учебного предмета, срок освоения программы, учебный план, содержание учебного предмета и репертуарный список, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и методы контроля, систему оценок, учебно-методическое обеспечение учебного процесса, список литературы.

В данной программе обозначен срок реализации учебной программы для детей, поступивших в учебное заведение с указанием объема учебного времени на освоение данного предмета. Позволяет преподавателю наиболее полно реализовать общие задачи каждого из курсов обучения с учетом индивидуальных особенностей учащегося.

В начальном курсе – умение разучить и грамотно, выразительно исполнять произведения различных жанров и стилей, читать с листа, - овладение основами музыкальной грамоты, осознанного восприятия музыкального языка, иметь представление об основных жанрах и направлениях музыкального искусства, - формирование основных первичных навыков творческого музицирования (подбор по слуху, игра в ансамбле)

В основном курсе

- формирование умения самостоятельного разучивания и художественно- цельного исполнения произведений различных стилей и жанров,

- закрепление навыков чтения с листа,

- формирование начальных навыков аккомпанемента,

- подбор по слуху, сочинение и их практическое применение,

- достижение необходимого уровня функциональной грамотности, овладение навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка,

- элементарного анализа музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве,

- использование полученных знаний в практической деятельности,

- использование полученных навыков сочинения и импровизации в простых музыкальных построениях,

- формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой деятельности, их практическое применение.

В программе приводится примерные списки по классам, а также требования для технических зачетов и списки этюдов для каждого класса.

Реализация данной программы позволит МБУ ДО «ДШИ г. Дивногорска» осуществлять деятельность, направленную на укрепление позиций, направленных на сохранение народного наследия и в тоже время модернизацию профессионального образования в области музыкального искусства.


Оркестровое отделение


Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Скрипка» (срок обучения 5(6) и 7(8) лет)

В основу данной программы положена типовая программа для ДМШ «Музыкальный инструмент» (скрипка, альт, виолончель), М. 1989г.(сост.М.И.Гинзбург,З.Г.Кац и др.)

Программа рассчитана на учащихся, осваивающих образовательную программу по пяти и семи летнему циклу обучения. Учет успеваемости, задачи учебной работы и годовые требования, примерные экзаменационные программы, репертуарный список разработаны и подобраны на основе опыта работы преподавателей по классу скрипки ДШИ г. Дивногорска.

Основными целями данной образовательной программы являются:

-развитие устойчивого интереса учащегося к познанию и творчеству;

-выявление музыкально-одаренных детей и создание благоприятных условий для совершенствования их таланта.

Задачами программы являются:

-создание условий для всестороннего развития личности, всемерного раскрытия ее способностей;

-формирование художественно-эстетического вкуса учащегося;

-организация содержательного досуга.

За время обучения педагог должен научить ученика самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на инструменте произведения из репертуара детской музыкальной школы. Ученик должен овладеть также навыками транспонирования, чтение с листа несложных произведений, ансамблевых и оркестровых партий, игры в различных ансамблях.

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Виолончель» (срок обучения 5(6) и 7(8) лет)

Данная программа разработана по аналогии с министерской программой 1988 года Всесоюзного методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры г. Москва.

В программу внесены изменения, дополнения и поправки с учетом многолетнего личного педагогического опыта преподавания игры на виолончели.

Основными целями данной образовательной программы являются:

-формирование устойчивого интереса ребёнка к познанию и творчеству;

-выявление музыкально-одаренных детей и создание благоприятных условий для совершенствования их таланта.

Задачами программы являются:

-создание условий для всестороннего развития личности, всемерного раскрытия ее способностей;

-музыкальное развитие учащегося, формирование его эстетического вкуса;

-приобретение учащимися навыков и знаний, необходимых для свободного музицирования.

За время обучения учащийся должен научиться понимать, самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на инструменте произведения из репертуара детской музыкальной школы. Ученик должен овладеть также навыками транспонирования, чтение с листа несложных произведений, ансамблевых и оркестровых партий, игры в различных ансамблях.

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Ансамбль струнно-смычковых инструментов» (срок обучения 5(6) и 7(8) лет)

Данная рабочая программа является составной частью дополнительной общеразвивающей программы в области музыкальных искусств по учебному предмету «Ансамбль струнно-смычковых инструментов.»

Основной целью данной программы является разностороннее воспитание и развитие детей в области коллективного музицирования.

Задачами, которые ставит перед собой данная программа, являются:

-приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры в ансамбле, позволяющих творчески исполнять музыкальное произведение в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности.

-приобретение детьми опыта творческой и концертной деятельности.

Программа по ансамблю рассчитана на семь лет. Занятия проводятся в рамках отведенного учебным планом времени. В течении учебного года с каждым коллективом руководитель ансамбля (кроме начинающей группы) должен подготовить 4-6 разнохарактерных произведений, которые рекомендуется исполнять в различных концертах планируемых школой.

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Чтение с листа в классе скрипки» (срок обучения 5(6) и 7(8) лет)

Данная рабочая программа является составной частью дополнительной общеразвивающей программы в области музыкальных искусств по учебному предмету «Чтение нот с листа в классе скрипки».

Одной из важных задач развития всех сторон исполнительской деятельности музыканта является приобретение и совершенствование навыков чтения нот с листа.

Практика коллективного музицирования (ансамбли, оркестры), а так же сольного исполнения требует применения этих навыков, начиная с первых шагов в музыкальном образовании. Умение обучающегося самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте активизирует процесс разбора и способствует более тщательному анализу музыкального произведения, развитию «внутреннего слуха» и «предслышания».

Ввиду отсутствия типовых программ по этому предмету перед преподавателем открываются широкие возможности и творческий подход в процессе подбора репертуара с учетом индивидуальности ученика в выборе форм учета и контроля.

Основной формой учебно-воспитательной работы в классе является урок. Наиболее целесообразно заниматься чтением нот с листа в рамках урока по специальности, уделяя этому 0,5 - 1 академического часа в неделю для всех учащихся (5-ти и 7-ми летнего срока обучения).

Проверка навыков чтения нот с листа проходит в форме регулярной оценки на уроке, на их основе выставляется оценка за четверть, годовая оценка выставляется на основе зачета в конце четвертой четверти.

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Блокфлейта» (срок обучения 2 года)

Программа рассчитана на 1-2 годы 7-летнего обучения в системе ДМШ и ДШИ. Освоение блок флейты является подготовительным этапом перед освоением духовых деревянных инструментов – саксофона, кларнета, флейты.

В программе представлены пояснительная записка, годовые требования по классам и предложены примерные репертуарные списки, а также учебно-вспомогательный материал.

Блокфлейта является автономным музыкальным инструментом, ее основная аппликатура имеет много общего с аппликатурой указанных выше инструментов, т.к. звукоизвлечение на блок флейте является несравнимо более легким, а принципы дыхания одинаковы для всех духовых освоение блок флейты представляется весьма целесообразным этапом в общей схеме обучения. К тому же это один из наиболее легких путей к формированию навыков самостоятельной работы у учащегося, расширению его кругозора, приобщению к огромному и красочному миру музыки.

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Флейта» (5(6) и 7(8) лет обучения)

Данная рабочая образовательная программа написана на основе программы «Музыкальный инструмент «Духовые и ударные инструменты», подготовленная Министерством Культуры СССР в 1988г.

Рекомендуются следующие оптимальные сроки обучения игре на флейте: 5(6) летняя и 7(8) летняя программы.

- 5(6) летняя программа

Это более сжатый курс обучения, предназначенный для детей 9-12 летнего возраста.

- 7(8) летняя программа

Это расширенный курс обучения, предназначенный для детей 6-9 летнего возраста.

Начальную подготовку учащиеся дошкольного и младшего возраста могут получить, обучаясь на блокфлейте.

Освоив блокфлейту, ученики перейдут на флейту гораздо более подготовленными к решению сложных музыкально-художественных задач.

Настоящая программа включает необходимые разделы: пояснительную записку, контроль и учет успеваемости, формы контроля успеваемости, список рекомендуемой литературы.

Освоение учебного материала проходит в последовательности усложнения профессиональных задач, которые ставятся перед учащимся, обучающимся на деревянно-духовых инструментах.

За время обучения учащийся должен получить следующий комплекс знаний, умений, навыков:

- самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно, технически свободно исполнять на инструменте произведения из музыкального репертуара флейтиста;

- иметь навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, игры в различных ансамблях;

- уметь понимать художественный образ исполняемого произведения;

- быть знакомым с различными типами мелодии, гармонии, метроритма

- иметь представление о музыкальных формах, владеть навыками исполнительского анализа;

- уметь применять теоретические знания в исполнительской практике;

- иметь достаточный объем репертуара классической и популярной музыки;

- знать историю своего инструмента, шедевры мировой художественной культуры, знать имена выдающихся музыкантов, быть знакомым с их исполнительским искусством.

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Саксофон» 5(6) и 7(8) лет обучения

Данная программа по классу саксофона разработана в соответствии с Уставом детских школ искусств и предусматривает обучение детей в течение 5(6) и 7(8) лет.

Специфика духовых инструментов определяет различные сроки обучения игре на саксофоне. Большую роль при установлении сроков обучения играют также возраст, общая подготовка учащихся, их физические и музыкальные данные.

Освоение учебного материала проходит по принципу от простого к сложному. За время обучения учащийся должен получить следующий комплекс знаний, умений, навыков:

- самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно, технически свободно исполнять на инструменте произведения из репертуара музыкального отделения ДШИ;

- иметь навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, игры в различных ансамблях;

- уметь понимать художественный образ исполняемого произведения;

- быть знакомым с различными типами мелодии, гармонии, полифонии;

- иметь представление о музыкальных формах, владеть навыками исполнительского анализа;

- уметь применять теоретические знания в исполнительской практике;

- иметь достаточный объем репертуара классической и популярной музыки;

В педагогической работе следует руководствоваться принципами постепенности и последовательности.

Развитие техники необходимо подчинять главной задаче – умению учащихся осознать и передать художественный замысел изучаемых музыкальных произведений.

Для контроля успеваемости в разделе «Контроль и учет» рекомендован примерный план проведения контрольных точек, приемлемый для детских школ искусств. В разделе «Годовые требования» даются примерные перечни музыкальных произведений, которые могут быть исполнены в течение учебного года на академических концертах.

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Ансамбль духовых инструментов» (5(6) и 7(8) лет обучения)

Данная рабочая программа является составной частью дополнительной общеразвивающей программы в области музыкальных искусств по учебному предмету «Ансамбль духовых инструментов».

Основной целью данной программы является разностороннее воспитание и развитие детей в области коллективного музицирования.

В программе обозначены контрольные точки, годовые требования и примерные репертуарные списки по годам.

Данная программа направлена на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры в ансамбле, позволяющих творчески исполнять музыкальное произведение в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности, а также получение детьми опыта творческой и концертной деятельности.

Программа по ансамблю рассчитана на семь лет. Занятия проводятся в рамках отведенного учебным планом времени. В течении учебного года руководитель ансамбля должен подготовить 4-6 разнохарактерных произведений, которые рекомендуется исполнять в различных концертах планируемых школой.


Теоретические дисциплины


Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Сольфеджио» (7 лет обучения)

«Сольфеджио» является одной из важнейших дисциплинв комплексе музыкально-теоретических предметов в детских музыкальных школах и школах искусств. Основные цели и задачи предмета: развитие музыкальных данных учащихся (слух, память, ритм), освоение базовых теоретических знаний, развитие творческих навыков учащихся. Знания и навыки, полученные на уроках сольфеджио, помогают учащимся в их занятиях по остальным практическим школьным дисциплинам: специальности, ансамблю, музыкальной литературе и хору.

Данная программа в целом опирается на программу по сольфеджио, утверждённую Министерством культуры в 1984 году. По окончании школы выпускники, обучающиеся по программе, должны получить достаточный объём знаний, практических умений и навыков, чтобы ориентироваться в музыкальном мире в качестве слушателя и активно заниматься в дальнейшем самостоятельным музицированием.

Все необходимые формы работы на уроках сольфеджио:

- изучение теоретического материала;

- вокально-интонационные упражнения и сольфеджирование;

- развитие чувства метроритма;

- слуховой анализ;

- музыкальный диктант

- развитие творческих навыков.

Формы работы распределены по классам на 7 лет обучения. По окончании обучения в 7-ом классе в заключительном разделе программы предложены примерные экзаменационные требования.

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Сольфеджио» (5 лет обучения)

«Сольфеджио» является одной из важнейших дисциплин в комплексе музыкально-теоретических предметов в детских музыкальных школах и школах искусств. Основные цели и задачи предмета: развитие музыкальных данных учащихся (слух, память, ритм), освоение базовых теоретических знаний, развитие творческих навыков учащихся. Знания и навыки, полученные на уроках сольфеджио, помогают учащимся в их занятиях по остальным практическим школьным дисциплинам: специальности, ансамблю, музыкальной литературе и хору.

Данная программа в целом опирается на программу по сольфеджио, утверждённую Министерством культуры в 1984 году. По окончании школы выпускники, обучающиеся по программе, должны получить достаточный объём знаний, практических умений и навыков, чтобы ориентироваться в музыкальном мире в качестве слушателя и активно заниматься в дальнейшем самостоятельным музицированием.

Все необходимые формы работы на уроках сольфеджио:

- изучение теоретического материала

- вокально-интонационные упражнения и сольфеджирование

- развитие чувства метроритма

- слуховой анализ

- музыкальный диктант

- развитие творческих навыков

Эти формы работы распределены по классам (годам обучения) на 5 лет обучения. По окончании обучения в 5-ом классе в заключительном разделе программы предложены примерные экзаменационные требования.

Аннотация к рабочей программе по предмету «Сольфеджио» группа профессиональной ориентации (срок обучения 4 года)

Данная программа по сольфеджио является логичным продолжением Программы, утверждённой Министерством культуры в 1984 году. В ней предлагается с 4 года обучения выделение из общего контингента обучающихся групп детей, обладающих яркими музыкальными способностями, профессиональным потенциалом и желанием дальнейшего продолжения музыкального образования. После окончания школы по предмету «сольфеджио» такие обучающиеся должны быть оснащены необходимым багажом знаний, умений и навыков для поступления в профильные средние и высшие специальные учебные заведения.

В связи с этим, программа, опираясь на традиционные методы и формы работы:

- изучение теоретического материала

- вокально-интонационные упражнения и сольфеджирование

- развитие чувства метроритма

- слуховой анализ

- музыкальный диктант

- развитие творческих навыков

охватывает более широкий круг теоретических вопросов и практических заданий по сравнению с программой Министерства культуры: увеличен объем работы по гармоническому, слуховому анализу, расширен спектр творческих упражнений (подбор аккомпанемента, сочинение гармонических, жанровых вариаций и др.), введены в основной курс некоторые дополнительные музыкально-теоретические сведения (виды септаккордов, трезвучия побочных ступеней и др.). Выпускники, при успешном освоении данной программы, соответствуют требованиям к абитуриентам профильных учебных заведений.

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Сольфеджио» для «групп педагогической поддержки»

Данная программа по сольфеджио является вариантом Программы, утверждённой Министерством культуры в 1984 году. В ней предлагается выделение со 2-го года обучения из общего контингента обучающихся групп детей, не обладающих яркими музыкальными способностями и испытывающих сложности в освоении предмета, особенно в области вокально-интонационных упражнений. Тем не менее, основные задачи, которые ставятся по предмету перед учащимися по окончании школы, должны, в основном, быть выполнены. Знания и навыки, полученные на уроках сольфеджио, помогают учащимся в их занятиях по специальности, а также по музыкальной литературе и хору. Предмет «Сольфеджио» в музыкальном образовании является одной из важнейших дисциплин, способствует музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, расширению общего кругозора, формированию музыкального вкуса, развитию природных данных (слух, память, ритм), выявлению и развитию творческих способностей.

В связи с этим, данная программа, опираясь на традиционные методы и формы работы, предлагает применение более доступных и комфортных форм работ для освоения необходимых знаний и выработки навыков по предмету. Например, в программе предложена:

- частичная замена вокально-интонационных упражнений и сольфеджирования на сольмизацию нотных примеров

- в записи музыкального диктанта отдается предпочтение развитию чувства ритма

- гармонический анализ музыкальных произведений производится по нотным примерам и т.п.

- темп выучивания музыкально-теоретического материала должен быть комфортен для таких учащихся. Полученные навыки и знания по предмету должны быть тесно связаны с разучиваемыми произведениями в классе по специальности.

Аннотация к программе учебного предмета «Музыкальная грамота и слушание музыки» (срок реализации - 7 лет)

Данная программа составлена на основе проекта типовой программы Республиканского методического кабинета по учебным заведениям искусств при Главном управлении учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры России.

Особенности программы: соединение на одном уроке двух видов деятельности: слушание музыки, музыкальная грамота.

Цели: развитие образного мышления, способность правильно, чутко воспринимать музыку, воспитание художественного вкуса.

Задачи:

· эстетическое воспитание средствами хореографического и музыкального искусств;

· развитие музыкальности и артистизма;

· развитие у обучающихся способности воспринимать произведения музыкального искусства;

· воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.

Форма проведения занятий: групповая (8-10 человек). Занятия, согласно учебному плану, проводятся 1 раз в неделю, продолжительность- 40 минут.

В программе дана характеристика предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота», его место и роль в образовательном процессе, обозначен срок реализации данной программы, указан объем учебного времени и форма проведения аудиторных занятий, методы обучения, сформулированы цели и задачи предмета, дано обоснование структуры программы.

Аннотация к программе учебного предмета «Музыкальная литература» срок обучения - 4 года

Программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана на основе Примерной программы по музыкальной литературе для детских музыкальных школ и детских школ искусств (Москва, 2002), составитель А.И.Лагутин. Однако в неё внесены следующие изменения:

- переработаны темы первого года обучения: блок занятий посвящён изучению музыкальных инструментов, видам оркестров, значительно расширена тема «Музыкальные формы»;

- расширен список учебных пособий, и добавлен список используемых на уроках видеоматериалов.

Особенностью данного курса является преобладание таких видов работы, как слушание музыки и наблюдение за ней, её обсуждение, сравнение с накопленным слуховым опытом, самостоятельное формулирование выводов.

Срок реализации учебного предмета составляет 4 года – с 4 по 7 класс (7-летний срок обучения) и со 2 по 5 класс (5-летний срок обучения).

Цель программы – приобщение учащихся к искусству, развитие их творческих способностей.

Задачи программы:

- формирование интереса и любви к классической музыке и музыкальной культуре в целом;

- формирование и развитие музыкального мышления, аналитических способностей учащихся;

- формирование потребности и развитие способности учащихся к самостоятельному духовному постижению художественных ценностей;

- осознание, восприятие и развитие навыков анализа музыкальных произведений;

- осознание взаимосвязи характера и содержания музыки с элементами музыкального языка;

- расширение кругозора и накопление слухового опыта;

- развитие навыка работы с нотами;

- развитие слуховых представлений в процессе слушания и анализа музыкальных произведений.

В качестве основы для построения учебного курса избран принцип историзма – последовательное изложение материала от эпохи к эпохе с использованием различных видов тем: обзор исторического периода в развитии музыки, творческий портрет музыканта, краткий обзор творчества композитора, аналитическая тема.

Занятия проводятся один раз в неделю. Форма проведения аудиторного учебного занятия – групповой урок. Продолжительность урока – 40 минут.

Аннотация к рабочей программе по предмету «Музыкальная литература» (4 года обучения)

Данная рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» является адаптированной к условиям МБУ ДО «ДШИ г. Дивногорска» и разработана на основе методических пособий:

1. Разработка поурочных планов З.Ф. Куртовой (Томск, 2007 г.);

2. Методическое пособие по музыкальной литературе Е.Б. Лисянской (Москва, 2001 г.);

3. Дидактические материалы Л.Ю. Акимовой (Москва, 2002 г.).

Основной целью предмета «Музыкальная литература» является формирование у детей основ культуры слушания музыки. Занимаясь под руководством преподавателя, учащиеся готовятся к тому, чтобы впоследствии реализовать себя в этой области самостоятельно, активно и целенаправленно. Деятельность слушателя доступна каждому, при условии овладения необходимым уровнем знаний, умений, навыков. Таким образом, предмет «Музыкальная литература» решает несколько задач:

1. Обучает и развивает представление об элементах и структуре музыкального языка, логичных закономерностях музыкальной речи, об истории музыки;

2. Воспитывает в детях способность к сопереживанию, сочувствию, соучастию;

3. Вырабатывает потребность в слушании музыки разных эпох, стилей самостоятельно;

4. Формирует у детей значительный запас музыкальных впечатлений;

5. Активизирует творческий потенциал детей.

Основной формой занятий по музыкальной литературе является групповой урок. Периодичность занятий – один академический час в неделю (40 мин.) Курс предмета «Музыкальная литература» рассчитан на 4 года обучения - 2 – 5 классы по 5-летнему циклу, 4- 7 классы по 7-летнему сроку обучения.

Программа опирается на жанровый принцип изучения музыкальных произведений. Концентрический метод, лежащий в основе её построения, позволяет закреплять основные навыки и умения на новом музыкальном материале, позволяет формировать у детей активное музыкальное восприятие и развивать собственное мнение о прослушанном произведении.

К выпускному классу дети должны уметь соотнести произведения со знакомыми им художественно-стилевыми направлениями, типами художественных образов, жанрами; подобрать определения, соответствующие характеру музыки. При анализе музыкальных произведений формируются навыки, необходимые для деятельности в качестве слушателей: повторность и контраст тем, их количество и соотношение, состав исполнителей, разделение элементов фактуры и формы и так далее.

Аннотация к рабочей программе по предмету «Слушание музыки» (1 год обучения)

Программа является частью дополнительной образовательной программы художественно эстетической направленности в области музыкального искусства.

Данная программа по предмету «Слушание музыки» рассчитана на один год обучения для учащихся 3-го класса (7-летний срок обучения) и 1-го класса (5-летний срок обучения) и предшествует 4-х летнему курсу предмета «Музыкальная литература».

Программа составлена в соответствии с основными положениями программы Н.А. Царевой «Слушание музыки» для учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств,

Основной формой работы является групповой урок. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность урока – 40 минут.

Целью программы является – стремление пробудить в ребенке интерес к музыке, научить детей понимать и переживать ее содержание.

Задачи программы:

- развитие музыкально-эстетического восприятия;

- воспитание интереса к музыкальному искусству;

- накопление музыкального слушательского опыта;

- расширение общего кругозора в области различных явлений музыкального искусства;

- овладение необходимой музыкальной терминологией;

- овладение навыками профессиональных суждений о музыке;

- овладение первоначальными навыками работы с нотным текстом при анализе музыкальных произведений.

В содержании предмета следует различать информативные и понятийные знания. Понятийные знания (ключевые слова, словосочетания, термины), отражающие существенные признаки явлений художественного творчества и общественно - музыкальной практики, должны быть осмыслены и сохранены в памяти, так как они во многом определяют качество усвоения предмета в целом. И они должны быть, в большей степени, ориентированы на музыкальное и интеллектуальное развитие обучающихся.

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Основы музыкальной грамоты» (срок обучения 4 года)

Программа учебного предмета «Основы музыкальной грамоты» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области преподавания предметов теоретического цикла в детских школах искусств.

Предмет «Основы музыкальной грамоты» является одним их важных компонентов в области теоретической и практической подготовки обучающихся ДШИ.

Данная программа направлена на развитие музыкального слуха, осознание элементов музыкальной речи и их роли в музыкальных произведениях. Предмет «основы музыкальной грамоты» призван развивать музыкальную память, давать представление о ритмических соотношениях музыкальных звуков, о тембре, о некоторых элементах музыкальной формы и т.д. Все это в дальнейшем дает возможность применения полученных знаний и навыков в практической деятельности ребенка: исполнении музыкальных произведений, ансамблевом пении и музицировании и т.д.

Программа «Основы музыкальной грамоты» в каждом классе состоит из следующих разделов: сольфеджирование и вокально-интонационные навыки, определение на слух элементов музыкальной речи, музыкальный диктант, творческие задания, теоретические сведения.

Предлагаемая программа рассчитана на 4-хлетний срок обучения.

Возраст детей, приступающих к освоению программы, 7 - 14 лет.

Основной формой обучения является урок. Недельная нагрузка по предмету «Основы музыкальной грамоты» составляет 1 час в неделю. Занятия проходят в групповой форме. Количество обучающихся в группе – 4 - 6 человек. Однако, в некоторых случаях, возможно индивидуальное обучение детей по данному предмету.

Программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме контрольного урока либо индивидуального дифференцированного зачета. При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.


Фортепианное отделение


Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Фортепиано» (срок обучения 7(8) и 5(6)лет)

Данная рабочая программа является составной частью дополнительной общеразвивающей программы в области музыкальных искусств по учебному предмету «Фортепиано».

Занятия по предмету «Фортепиано» в детской школе искусств проводятся в объёме, определённом действующими учебными планами - 7 (8) лет, для обучающихся, поступивших в музыкальную школу в 7-8 лет, или 5 лет обучения, для поступивших в 9-11 лет.

Детям дошкольного возраста рекомендуется начинать обучение в подготовительных группах.

В основу данной рабочей программы положена типовая программа для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ «Фортепиано», утверждённая Министерством культуры СССР (1988). В данной программе пересмотрен график учёта и контроля успеваемости обучающихся школы.

Программа предназначена для обучающихся по общеразвивающим программам в объеме 2 академических часов в неделю.

Цель обучения игре на фортепиано – заложить у детей основы навыков и умений игре на инструменте, основ музицирования, создать условия для овладения необходимым уровнем музыкальной грамотности и художественной практикой с учётом особенностей музыкального развития и природных возможностей каждого ребёнка, а также для профессионального самоопределения обучающегося.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

- научить обучающегося самостоятельно разучивать и грамотно, музыкально исполнять на фортепиано произведения из репертуара детской школы искусств;

- сформировать у него навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в различных ансамблях, основ концертмейстерства;

- ознакомить обучающихся с творчеством выдающихся композиторов, чьи произведения изучаются в классе фортепиано, с музыкальными жанрами, формами, наиболее употребительными терминами;

- развивать умение словесно охарактеризовать исполняемые в классе произведения, воспитать и поощрять у ребёнка интерес и вкус к целенаправленной самостоятельной работе во время обучения и после окончания школы.

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Чтение с листа в классе фортепиано» (4 года обучения)

Данная рабочая программа является составной частью дополнительной общеразвивающей программы в области музыкальных искусств по учебному предмету «Чтение музыки с листа в классе фортепиано».

Одним из важнейших разделов работы фортепианных классов является развитие у обучающихся навыка чтения нот с листа, крайне необходимого для их дальнейшей практической работы. Умение ученика самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте значительно активизирует режим работы.

Данная программа разработана с целью широкого внедрения в практику различных форм работы, позволяющих в ускоренном темпе решать ряд профессиональных задач на всех ступенях музыкального образования.

Программа предназначена для обучающихся начального звена музыкального образования в объеме 0,5-1 академического часа в неделю на обучающегося.

В структуре программы имеют место следующие основные разделы:

- пояснительная записка

- раздел контроля и учёта успеваемости

- годовые требования

- репертуарный план

В пояснительной записке сформулированы цели и задачи развития навыка чтения с листа, условия и способы её реализации.

Изменен раздел «Контроль и учёт успеваемости» в соответствии с требованиями, разработанными на отделение школы.

В разделе «Годовые требования» подробно расписаны задачи по каждому классу.

«Репертуарный план» дополнен разнообразным музыкальным материалом, включающим разделы: пьесы, этюды, ансамбли, аккомпанемент, обработки эстрадных и народных песен.

Основой для написания данной программы послужил ряд методических разработок Акимов Ю., «Чтение нот с листа» 1970г., Булгаев Н., «Чтение нот с листа на уроках фортепиано» 2008г., «Программа по классу специального фортепиано для детских музыкальных школ», рекомендованная министерством просвещения Казахской ССР республиканским научно-методическим центром по музыкальному образованию, 1980г.

Аннотация к рабочей программе по предмету «Фортепианный ансамбль» (7 лет обучения)

Данная рабочая программа является составной частью дополнительной общеразвивающей программы в области музыкальных искусств по учебному предмету «Фортепианный ансамбль».

Программа предназначена для обучающихся по общеразвивающим программам в объеме 1 академического часа в неделю.

Данная программа рассчитана на семилетний срок обучения, согласно учебным планам детской школы искусств и содержит в себе разделы:

- раздел «Пояснительная записка»;

- раздел «Контроль и учёт успеваемости»;

- раздел «Программные требования»;

- раздел «Контрольные точки»;

- раздел «Примерный репертуарный список».

Программа предназначена для школы искусств и разработана с целью развития навыков коллективного музицирования, а также комплексного воспитания и развития пианиста.

К основным задачам, решаемым в классе фортепианного ансамбля можно отнести:

- формирование навыков совместной деятельности

- развитие способностей обучающихся

- расширение музыкального кругозора обучающихся.

Занятия фортепианным ансамблем могут проводиться в рамках отведённого учебным планом времени на изучение предмета «Коллективное музицирование» в объёме одного академического часа в неделю на ученика.

За время обучения обучающийся должен получить следующий комплекс знаний, умений и навыков:

- навык умение свободно читать ансамблевую литературу с листа;

- навык игры в ансамбле, чувство коллективной дисциплины, развитие метроритма и синхронности исполнения, ответственности за совместное выступление;

- умение слышать фактуру исполняемого музыкального материала, уравновешивать динамику и тембры;

- умение согласовывать все детали музыкального сочинения;

- умение дышать – «Дирижерское начало»;

- иметь достаточный объем пройденных произведений различных по жанрам и стилям;

- навык развития творческой инициативы.

Обучающийся, благодаря игре в ансамбле приобретает большую уверенность в своих возможностях, легче преодолевает технические трудности, «расковывается» как исполнитель.

Одним из важных условий является подбор участников ансамбля равных по своей музыкальной подготовке и владению инструментом. Необходимо учитывать и межличностные отношения участников ансамбля. Если коллектив состоит из людей уважающих и ценящих друг друга, то занятия проходят более результативно, дети чаще встречаются, интенсивнее репетируют. Благоприятный морально-психологический климат в ансамбле - залог успешной работы.

Одним из важнейших средств музыкального воспитания, развития эстетического вкуса обучающихся является выбор репертуара, который должен быть разнообразным по содержанию, стилю, форме и фактуре. В программе предлагается примерный репертуарный план, рассчитанный на различную степень продвинутости обучающегося.

Предмет «Фортепианный ансамбль» помогает научить детей чувствовать, слушать, переживать музыку, пробудить любовь к ней и вызвать музыкальный отклик на музыкальные образы.

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Аккомпанемент» (срок обучения 3-4 года)

Данная рабочая программа является составной частью дополнительной общеразвивающей программы в области музыкальных искусств по учебному предмету «Аккомпанемент».

Программа включает в себя:

1. Пояснительную записку.

2. Раздел по организации учебного процесса.

3. Раздел по учету и контролю успеваемости.

4. Раздел требований по классам и контрольные точки.

5. Список рекомендуемого учебного репертуара для аккомпанирования скрипке, домре, виолончели, саксофону, вокалу в порядке возрастания сложности его по классам.

Программа предназначена для обучающихся в объеме 1 академического часа в неделю.

Занятия аккомпанементом обогащают музыкальные впечатления обучающегося, знакомят его с другими инструментами, обогащают тембровое восприятие музыки, расширяют кругозор, воспитывают чувства партнера в совместном музицировании.

В процессе освоении этого предмета ученик должен научиться грамотно прочесть с листа и исполнить простой аккомпанемент с учетом специфики солирующего инструмента, самостоятельно подобрать сопровождение к понравившейся мелодии.

Для формирования навыков игры аккомпанемента важно выстроить задачи в порядке возрастания трудностей, работать над чтением нот с листа подбором на слух, умением транспонировать. Важно проходить достаточное количество произведений разных жанров, форм и стилей.

Следует всячески поощрять разные формы выступления юных концертмейстеров. Полезно так же объединять в инструментальных ансамблях обучающихся разных инструментальных отделений.

Аннотация к рабочей программе по предмету "Общее фортепиано" (срок обучения 7 лет)

Данная рабочая программа является составной частью дополнительной общеразвивающей программы в области музыкальных искусств по учебному предмету «Общее фортепиано».

Представленная программа разработана на основе программы для детских музыкальных школ "Общее фортепиано", которая в свою очередь была составлена ведущими преподавателями общего фортепиано Красноярского государственного института искусств Т.А. Васильевой и С.Г. Великановой, и утверждена Методическим кабинетом по учебным заведениям культуры и искусства Красноярского края (1994 г.)

Владение вторым инструментом даёт возможность расширить свой музыкальный кругозор и познакомиться с фортепианной музыкой отечественных и зарубежных композиторов.

Данная программа рассчитана на 7 - летний цикл обучения детей.

Форма занятий - индивидуальный урок продолжительностью 1 - 2 академических часа в неделю в соответствии с учебными планами.

Цель программы - овладение и совершенствование навыков игры на фортепиано учащимися вокально - хорового, оркестрового, народного, фольклорно - этнографического и хореографического отделений.

Задачи:

- обучение игре на фортепиано;

- развитие музыкальных способностей;

- совершенствование умений игры в ансамбле, чтении с листа, аккомпанементе;

- расширение музыкального кругозора.

Данная программа является адаптированной к условиям ДШИ и разработана с учётом регионального и школьного компонентов. В программу включены разнохарактерные произведения русской и зарубежной классики, а также произведения современных композиторов.

Представленная программа поможет педагогу осуществить дифференцированный подход к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, музыкальным способностям и другими индивидуальными данными.

Аннотация к рабочей программе по предмету "Общее фортепиано" (срок обучения 5 лет)

Данная рабочая программа является составной частью дополнительной общеразвивающей программы в области музыкальных искусств по учебному предмету «Общее фортепиано».

Центр образовательного процесса - ребёнок, и задача школы - предоставить ему самые широкие возможности для успешного освоения образовательной программы.

С этой целью для учащихся вокально - хорового, народного, оркестрового, фольклорно - этнографического и хореографического отделений предусмотрено изучение дополнительного инструмента - фортепиано.

Владение вторым инструментом даёт возможность расширить свой музыкальный кругозор и познакомиться с фортепианной музыкой отечественных и зарубежных композиторов.

Представленная программа разработана на основе программы для детских музыкальных школ "Общее фортепиано", которая в свою очередь была составлена ведущими преподавателями кафедры общего фортепиано Красноярского государственного института искусств Т.А. Васильевой, С.Г. Великановой и утверждена Методическим кабинетом по учебным заведениям культуры и искусства Красноярского края в 1994г.

Данная программа рассчитана на 5 - летний цикл обучения детей.

Цель программы - овладение и совершенствование навыков игры на фортепиано учащимися вокально-хорового, оркестрового, народного, фольклорно - этнографического и хореографического отделений.

Задачи:

- обучение игре на фортепиано;

- развитие музыкальных способностей;

- совершенствование умений игры в ансамбле, чтении с листа, аккомпанементе;

- расширение музыкального кругозора.

В конце каждого полугодия проводятся контрольные точки учащихся. В первом полугодии - контрольный урок, а во втором - зачёт. Зачёт может быть заменен выступлением на концерте отделения, концерте для родителей, в праздничных мероприятиях.

Годовые требования разработаны, учтен индивидуальный подход к учащимся, с учетом способностей ребёнка, его возможностей самостоятельных занятий дома (отсутствие или присутствие инструмента), с учетом количества учебных часов в неделю (1 час, 2 часа).

Представленная программа поможет педагогу осуществить дифференцированный подход к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовке, музыкальными способностями и другими индивидуальными данными.

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Основы музыкального исполнительства (фортепиано)» (срок обучения 4 года).

Программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства (фортепиано)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области фортепианного исполнительства в детских школах искусств.

Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения.

Возраст обучающихся, приступающих к освоению программы 7 - 18 лет.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого обучающегося его музыкального кругозора и приобретению умений и навыков игре на инструменте.

Недельная нагрузка по предмету «Основы музыкального исполнительства (фортепиано)» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме по 40 минут один урок. Для реализации данной программы предусмотрены аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) занятия.

Эффективным способом музыкального развития на начальном этапе является игра в ансамбле с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественно-осмысленные трактовки произведений, развивать гармонический слух, умение слушать друг друга, формировать навыки игры ритмично, синхронно, эта форма работы с учащимся предлагается в программе.

Обучение фортепиано проходит в тесной взаимосвязи с таким неотъемлемым предметом музыкального цикла как сольфеджио, что несомненно, приносит пользу обучающимся, обогащая их познания, и педагогам, помогая достигнуть поставленных целей.

В программе учитываются индивидуальные особенности и физиологические возможности пианистического аппарата обучающегося, его возрастные и индивидуальные характеристики. Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме экзамена и промежуточных аттестаций в виде контрольных уроков в классе и концертов конце года для родителей и учащихся ДШИ.


Хореография


Аннотация к рабочей программе по предмету «Классический танец» (7 лет обучения)

Данная рабочая программа является составной частью дополнительной общеобразовательной программы "Хореографическое искусство".

Предлагаемая программа «Классический танец» для отделения хореографии ДШИ рассчитана на семилетний срок обучения. В первый класс хореографического отделения принимаются дети в возрасте 7 - 9 лет.

При разработке данной программы в качестве основы использованы программы «Классический танец» для хореографических отделений ДШИ и ДМШ (6 лет обучения; Москва, 1990) и программа «Ритмика и хореография» для хореографических отделений общеобразовательных школ, гимназий, ДМШ, школ искусств (10-летний срок обучения; Красноярск, 1994).

В программу включено не только большее количество упражнений для развития техники вращения, разработки пальцевой техники, прыжков, но и большее количество времени для лучшего усвоения элементов классического танца.

В процессе учебной работы должен строго соблюдаться принцип «от простого к сложному». Базовые умения и навыки, сформированные у учащихся на первом году обучения, в дальнейшем совершенствуются. Увеличение нагрузки в течение всего периода обучения производится планомерно и постепенно: именно постепенность гарантирует правильное развитие мышечного аппарата, предохраняет от травм связки и суставы. Усложнение лексики, введение новых технических приемов должны быть также подготовлены всем предыдущим ходом обучения.

В каждом классе, наряду с изучением новых движений, должен закрепляться пройденный материал. Для этого его необходимо включать в более сложные комбинации, которые вырабатывают мышечную силу, устойчивость, координацию движений, а также выносливость и волю к преодолению трудностей.

В процессе занятий необходимо воспитывать у учащихся умение правильно воспринимать музыкальное сопровождение, понимать и передавать содержание музыки в танце, добиваться выразительного исполнения (что возможно только при хорошо развитой технике исполнения), развивать чувство ансамбля и умение владеть пространством.

Преподаватель и концертмейстер обязаны тщательно отбирать музыкальный материал, насыщенный образно-эмоциональным содержанием, включая в него произведения русской и зарубежной классики, лучшие образцы современной музыки. В соответствии с музыкальным материалом составляются комбинации, которые усложняются по мере перехода учащихся из класса в класс.

Номера, поставленные на основе классического танца и предназначенные для включения в программу концертных выступлений, должны соответствовать программным требованиям и возможностям учащихся определенных классов.

Программой предусмотрены следующие формы промежуточной аттестации учащихся: контрольные уроки, выступления в отчетных концертах отделения, итоговый экзамен.

Аннотация к рабочей программе по предмету «Народный танец» (7 лет обучения)

Данная рабочая программа является составной частью дополнительной общеобразовательной программы "Хореографическое искусство" по предмету «Народно – сценический танец».

Предлагаемая адаптированная программа «Народно-сценический танец» для отделения хореографии ДШИ рассчитана на 7 лет обучения. В отличие от программы «Народно-хореографический танец», рассчитанной на 5-летний срок обучения (Л.А.Борзов, ГЦНТ, Красноярск, 1993), данная программа, помимо ос­новных навыков народного танца, предусматривает более полное овладение шко­лой народного танца.

Особенность настоящей программы состоит в том, что на первом году обучения народно-сценическому танцу не предусмотрено прохожде­ние танцевальных элементов у станка. Занятия начинаются на середине зала. Это способствует формированию начальных танцевальных навыков. На начальном этапе обучения на середине изучаются характерные для народно-сце­нического танца позиции рук и ног, осваивается простейшая координация, а также удобные и понятные учащимся элементы танцев.

Отсутствие технической сложности, больших специфических нагрузок дает педагогу возможность в этих условиях уделить основное внимание культуре ис­полнения. Развитие умения ориентироваться в пространстве, двигаться по площадке в раз­личных рисунках и ракурсах, развитие навыков координации, эмоциональной от­зывчивости, – вот те сложные и многообразные задачи, кото­рые позволяет решить начальный этап образования (1-2 классы).

В процессе работы педагог должен строго соблюдать принцип «от простого к сложному». На базе навыков и умений первого года обучения, на втором году учащиеся начинают осваивать основные элементы у станка, после чего приступают к их совершенствованию с применением несложных комбинаций. Дальнейшее увели­чение мышечной нагрузки в течение всего периода обучения производится посте­пенно и планомерно; происходит усложнение лексики, композиции заданий и танцевальных этюдов.

В конце каждого года обучения необходимо подготовить развернутую ком­позицию или небольшой законченный танец, где, наряду с усвоением танцевальных элементов, можно было бы проследить за воспитанием у учащихся чувства ансамбля и созда­нием сценического образа.

При подборе музыкального сопровождения каждого элемента у станка и на середине необходимо учитывать возрастные особенности восприятия музыки уча­щимися, что значительно облегчит освоение технически сложных элементов и по­может развитию танцевальности и выразительности.

Основной формой промежуточной аттестации является контрольный урок, который проводится в конце каждой учебной четверти. На контрольном уроке учащиеся демонстрируют пройденный за четверть учебный материал.

По окончании учебного года проводится итоговый контрольный урок.

Текущая успеваемость учащихся учитывается по мере прохождения нового материала, согласно календарно-тематическому плану.

На освоение программы учебными планами должно быть предусмотрено в 1-2 классах два академических часа в неделю, с 3-по7-й класс – четыре академических часа в неделю.

Аннотация к рабочей программе по предмету «Историко-бытовой танец» (2 года обучения)

Предлагаемая программа по предмету «Историко-бытовой танец» для отделения хореографии ДШИ рассчитана на 2-х летний срок обучения. В соответствии с учебными планами ДШИ, предмет «Историко-бытовой танец» изучается в первом и втором классах ДШИ.

Целью программы является формирование личности учащегося, нравственной направленности его сознания по отношению к хореографической культуре мира.

Исходя из этой цели, в программу включен танцевальный материал социально значимых жанров хореографии, элементы классического, народного, историко-бытового и современного танца. Хореографический репертуар включает в себя танцы разных стилей.

Содержание программы дает возможность учащимся на собственной практике, сопоставляя, сравнивая и осмысленно исполняя движения, получить запас знаний, умений и навыков, которые помогут им в дальнейшем самостоятельно разбираться в искусстве хореографии и верно оценивать танцы с позиции эстетики.

В программе изложены требования, предъявляемые к танцевальным знаниям, умениям и навыкам учащихся, чтобы было ясно, чему должны научиться учащиеся за истекший год занятий и за весь курс обучения в целом.

Содержание программы даёт преподавателю право на творческий подход ее осуществлению с учетом особенностей психологического и физического развития детей.

Аннотация к рабочей программе по предмету «История хореографического искусства» (4 года обучения)

Учебный предмет "История хореографического искусства" направлен на:

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности;

- детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.

Обучение истории хореографического искусства включает в себя:

- знания основ музыкальной грамоты;

- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных

- и зарубежных композиторов;

- формирование слуховых представлений программного минимума

- произведений симфонического, балетного и других жанров музыкального

- искусства;

- знания элементов музыкального языка;

- знания этапов становления и развития искусства балета;

- знания отличительных особенностей хореографического искусства

- различных исторических эпох, стилей и направлений;

- формирование навыков восприятия музыкальных произведений

- различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;

Освоение программы учебного предмета «История хореографического искусства» предполагает приобретение детьми опыта творческой деятельности, ознакомление с высшими достижениями мировой музыкальной и танцевальной культуры.

Аннотация к рабочей программе по предмету «Ритмика и гимнастика» (1 год обучения)

Предлагаемая программа «Ритмика и гимнастика» для отделения хореографии ДШИ рассчитана на срок в 1 год и предназначена для подготовительного класса хореографического отделения.

В подготовительный класс принимаются дети 6-ти летнего возраста, обладающие достаточными музыкально-слуховыми и хореографическими данными.

Предмет «Ритмика и гимнастика» в системе хореографического образования ДШИ является необходимым этапом формирования и развития хореографических способностей, промежуточной ступенью в процессе перехода от дошкольных форм развития детей к школьному образовательному процессу.

На уроках «Ритмики и гимнастики» решаются следующие задачи:

- развитие эмоционального восприятия музыки посредством отображения в движении характера, темпа, динамики и других средств музыкальной выразительности;

- формирование чувства музыкального метра и ритма, развитие метроритмического слуха, переход от интуитивного к осознанному восприятию слуховых представлений;

- формирование чувства музыкальной формы и синтаксиса;

- развитие пластичности, свободы движений, умения контролировать смену ощущений в процессе напряжения и расслабления мышц, формирование и улучшение осанки, координации движений;

- развитие творческой активности учащихся.

Основная задача курса: привить необходимые двигательные навыки, умение чувствовать музыкальный ритм в качестве основы для дальнейшего овладения хореографическим искусством.


фольклор и декоративно-прикладное искусство


Аннотация к рабочим программам «Фольклорный ансамбль» и «Народные ремесла» (срок обучения 7(8) и 5(6)лет).

Данная рабочая программа является дополнительной общеразвивающей программой в области музыкальных искусств по предмету «Фольклорный ансамбль» со сроком обучения 7(8) лет и дополнительной общеразвивающей программой в области декоративно-прикладного искусства «Народные ремесла» со сроком обучения 5(6) лет, рекомендуемый возраст обучающихся с 6 - 18 лет.

Цель программы: создание системы нравственного и профессионального развития личности ребенка через традиционную культуру русского народа.

Программа построена на принципах организации обучения вокруг народного (крестьянского) годового календарно-обрядового цикла и ориентирована в обучении на коллективное сотрудничество между детьми и тесное взаимодействие между педагогами, учащимися и их родителями.

Программа основана на результатах фольклорных экспедиций по Красноярскому краю и работе в фондах краевых музеев городов Красноярска и Минусинска, поселка Шушенского.

Аннотация к курсу предмета «Народные обряды и традиционные игры»

Цель курса: знакомство с циклом народных праздников крестьянского календаря, путем изучения теоретических основ предмета и практической реализации их в бытовой среде на синтезе пения, речевой интонации, элементов игры, танца и народного театра.

Содержание курса: изучение истории Енисейской губернии через бытовую и праздничную обрядовую деятельность.

Контрольные точки: Рождество, Масленица, Пасха.

Аннотация к курсу предмета «Народный театр»

Цель курса: знакомство с формами народного театра (театра Петрушки, театра Вертеп, народной драмы).

Содержание курса: изучение теоретических основ предмета и практическая их реализация путем изготовления кукол в театре Петрушки и Вертепном действе и исполнения спектаклей. Изучение мастерства актера исполнение спектакля народной драмы.

Контрольные точки: Рождество, Масленица, Пасха.

Аннотация к курсу предмета «Фольклорный ансамбль»

Цель курса: получение учащимися специальных знаний о многообразии исполнительских форм бытования народной песни и принципах ее воспроизведения.

Содержание курса: изучение, практическое освоение и собирание песенно-музыкального фольклора Красноярского края. Гармоничное воспитание на основе региональной традиционной культуры. Формирование личности на основе традиционных художественных ценностей.

Контрольные точки: Рождество, Масленица, Пасха. Также считаются публичные выступления на фестивалях и конкурсах.

Аннотация к курсу предмета «Основы дыхания и распевания»

Цель курса: организация постановки дыхания и певческой установки. Выявление личного тембра каждого учащегося.

Содержание курса: раскрытие индивидуальных вокальных данных, путем освоения музыкального материала «от простого к сложному». Система дыхательных упражнений и специальных распевок. Пение a capella.

Контрольные точки: Рождество, Масленица, Пасха.

Аннотация к курсу предмета «Основы бытового народного танца»

Цель курса: знакомство с бытовыми танцами (кадрилями, хороводами, плясовыми) Енисейской губернии, являющимися необходимым компонентом любого календарного праздника.

Содержание курса: изучение народной танцевальной лексики бытового танца. Изучение шагов, фигур. Построение композиции хоровода и кадрили. Воспитание отношений между партнерами в парных танцах. Изучение исполнительской культуры массовых бытовых танцев.

Контрольные точки: Рождество, Масленица, Пасха.

Аннотация к курсу предмета «Основы чтения фольклорных записей»

Цель курса: чтение с листа нотированных фольклорных образцов, транспозиция.

Содержание курса: предмет является связующим в цепочке «Фольклорный ансамбль»-«Слушание музыки и импровизация»-«Музыкальная грамота». Знакомство с фортепианной клавиатурой и аппликатурными принципами детей не обучающихся на инструменте. Расширение запаса музыкальных впечатлений, границ репертуара. Изучение приемов нотации фольклорного материала. Подбор тональности удобной для пения.

Контрольные точки: контрольный урок 1 раз в полугодие. На выпускном экзамене по музыкальной грамоте чтение и анализ фольклорной партитуры обязательны.

Аннотация к курсу предмета «Народные инструменты устной традиции»

Цель курса: обучение игре на инструментах устной традиции, имеющих прикладное значение.

Содержание курса: обучение бытовому исполнению различных песен и наигрышей. Развитие импровизационного мышления в рамках традиционной интонационно-ритмической системы народной инструментальной музыки. Пение под аккомпанемент. Подбор мелодий по слуху в тональностях инструментов.

Контрольные точки: Рождество, Пасха. Промежуточные: контрольные публичные концерты, конкурсы, выступления. В выпускном классе на зачете исполняется 2-3 произведения соло, 2-3 произведения в ансамбле.

Аннотация к курсу предмета «Музыкальная грамота»

Цель курса: сформировать комплекс умений и навыков, предполагающих сформированный звуковысотный музыкальный слух и память, чувство лада, метроритма, знание фольклорных жанров способствующих творческой деятельности.

Содержание курса: изучение теоретических основ предмета и практическая их реализация: владение инструментами музыкального языка, вокально-интонационными навыками, запись музыкального построения с использованием навыков слухового анализа, осуществление анализа фольклорной записи.

Контрольные точки: 1 раз в полугодие. Выпускники 7 класса сдают экзамен, включающий написание теста, диктант, чтение и анализ партитуры с пением основного голоса, пение номера наизусть с тактированием.

Аннотация к курсу предмета «Слушание музыки и импровизация»

Цель курса: знакомство с основными жанрами народного музыкального творчества.

Содержание курса: изучение жанровой принадлежности фольклорного материала. Изучение особенностей исполнения песенного материала разных жанров. Изучение специфических средств выразительности. Анализ музыкального фольклора. Импровизация на основе слухового анализа. Владение основами записи фольклора. Нотная запись сочиненного музыкального материала.

Контрольная точка: зачет 1 раз в полугодие.

Аннотация к специализации «Народные ремесла»

Цель программы: создание системы нравственного и профессионального развития личности ребенка через традиционную культуру русского народа.

Программа построена на принципах организации обучения вокруг народного (крестьянского) годового календарно-обрядового цикла и ориентирована в обучении на коллективное сотрудничество между детьми и тесное взаимодействие между педагогами, учащимися и их родителями.

Программа основана на результатах фольклорных экспедиций по Красноярскому краю и работе в фондах краевых музеев городов Красноярска и Минусинска, поселка Шушенского.

Актуальность ее в том, что она удовлетворяет возникшую потребность населения в многопрофильном обучении прикладным видам ремесел, бытовавшим в Енисейской губернии: народная роспись, глиняная игрушка, изделия из соломки и мочала, художественное тесто, традиционная кукла, традиционный костюм, украшения из бисера, плетение и ткачество поясов, великоденская писанка, рождественский пряник, кукла для театров Петрушки и Вертепа.

Формы диагностики результатов учащихся: выставки, конкурсы различных уровней; участие в народных праздниках фестивалях; итоговые игры, тестирование; викторины, творческие работы.

В выпускном классе каждый учащийся выполняет четыре работы по наиболее значительным темам курсов предметов: роспись крупного изделия, тканый пояс с бранным узором, кукла катанка в традиционном костюме, гайтан в технике «ручное ткачество».

Аннотация к учебной общеразвивающей программе «Подготовка детей к обучению в детской школе искусств» (6-7 лет)

Цель программы: Создание подготовительного цикла развития личности ребенка через традиционную культуру русского народа.

Содержание курса: Знакомство с обрядово-игровым комплексом праздников традиционного календаря через синтез игры, пения, речевой интонации, элементов бытового танца и народного театра.

Контрольные точки: Рождество, Масленица, Пасха.